КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НЕИЗБЕЖЕН - интервью с Первым заместителем Председателя Комитета Госдумы по промышленности, Первым вице-президентом Союза машиностроителей России В.В. Гутеневым : НОВОСТИ морского Форума : Архив : «Морская Индустрия России»
 

28 Мая 2015
В разделе Пресс-центр размещен пост-релиз V юбилейного форума «Морская индустрия России» 2015

20 Мая 2015
20 мая прошла пресс-конференция с участием Г.В. Анцева – генеральный директор, генеральный конструктор АО «Концерн Моринформсистема «Агат», А.Л. Куртынина – Заместитель Генерального директора ПАО «Совкомфлот», В.В. Кобылянского - координатор ТП «Освоение океана», заместитель генерального директора по инновационному развитию АО «Моринформсистема-Агат», Цхе А.В. - ректор Дальневосточного федерального университета.

30 Апреля 2015
Приветствие от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

23 Апреля 2015
Освоение океана: от экспертных оценок к реальным техническим решениям

19 Марта 2015
КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НЕИЗБЕЖЕН - интервью с Первым заместителем Председателя Комитета Госдумы по промышленности, Первым вице-президентом Союза машиностроителей России В.В. Гутеневым

16 Марта 2015
«Технологическая платформа как драйвер развития экономики» - интервью с Валерием Владимировичем Кобылянским, координатором ТП «Освоение океана», заместителем генерального директора по инновационному развитию ОАО «Моринформсистема-Агат».



КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НЕИЗБЕЖЕН - интервью с Первым заместителем Председателя Комитета Госдумы по промышленности, Первым вице-президентом Союза машиностроителей России В.В. Гутеневым

В мае т.г. в Москве состоится V Международный форум «Морская индустрия России». Первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России В.В. Гутенев в рамках своей профессиональной и общественной деятельности имеет отношение ко многим темам, которые будут обсуждаться на Форуме. В этой связи мы обратились к нему рядом вопросов.

- Владимир Владимирович, по оценкам экспертов и практиков во многих отраслях Россия может выйти на уровень относительной независимости от западных экономических партнеров за 2 – 3 года. В соответствии с какими приоритетами, на Ваш взгляд, должна складываться работа в этом направлении?

- Действительно по ряду направлений, особенно там, где есть определенные заделы, уровень от импортной зависимости вполне возможно преодолеть за 2-3 года. По другим, где их нет, – времени, вероятно, потребуется побольше. Но, так или иначе, задача импортозамещения в промышленности, а в ОПК – импортонезависимости, будет конечно решена и в достаточно короткие сроки.

Вопрос только состоит в том, чтобы мы под давлением фактора времени не попали бы под искушение воспроизводить импортозамещение на базе устаревших технологий.

Убежден, что благоприятные перспективы нашей промышленности могут быть связаны только с реализацией модели «экспортоориентированного импортозамещения», то есть одновременное с процессом импортозамещения наращивание экспорта.

Только тогда мы получим отечественную продукцию конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. А это, как вы понимаете, можно сделать только на основе освоения прогрессивных технологий.

Вот почему я, где только могу, постоянно подчеркиваю безусловную необходимость полного завершения программ технологического перевооружения промышленных предприятий.

Если же говорить о приоритетах, то государство, прежде всего, должно направить свою поддержку на критически важные технологии – электронные компоненты, станкостроение, оборудование для нефтегазового комплекса, нефтехимии и др.

Среди секторов экономики приоритет должен принадлежать тем из них, которые составляют опору социально-экономической системы страны. Это, прежде всего, оборонно-промышленный комплекс и высокотехнологичные отрасли промышленности, развитие которых обеспечивает технологическую независимость и технологическую безопасность.

- Нынешняя ситуация – это «момент истины» не только для науки и производства, но и для различных общественных и профессиональных организаций. Не секрет, что некоторые из них со временем становятся формализованными, бездеятельными структурами. Как в этом смысле обстоят дела в ваших организациях – Союзе машиностроителей России и Лиге содействия оборонным предприятиям?

- Нельзя с Вами не согласиться. Действительно в деятельности некоторых общественных и профессиональных организаций, к сожалению, много пустого формализма и мало практической пользы.

Это, к счастью не относится к Союзу машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», которые работают в тесном взаимодействии.

Говорю это не только потому, что имею честь состоять в этих организациях. Дело в том, что по представительности состава, структуре, методологии деятельности и Союз, и Лига всецело «заряжены» на практические дела. Можно сказать, сложилось гармоничное сочетание потенциала авторитетных, знающих и инициативных людей в руководящих органах наших организаций с потенциалом представителей производства, науки и образования в региональных отделениях, которые действуют практически во всех субъектах федерации. И это сочетание через механизмы Комитетов и Комиссий Союза и Лиги генерирует наши инициативы, предложения, практические мероприятия.

А это именно то, что в регионах, на реальном производстве люди ждут от нас. Им нужны, не просто декларации, а конкретная практическая отдача. И это, скажу я вам, весьма стимулирует нашу работу. Отдача находит отражение в реализации наших инициатив по основным направлениям промышленного развития в законодательстве, решениях руководства страны и профильных ведомств.

Достаточно назвать законы о федеральной контрактной системе, о промышленной политике, о промышленной безопасности, об образовании, в которых действует множество положений, внесенных по нашему настоянию. Или инициативы по укреплению кадрового потенциала ОПК, по возобновлению льготного автокредитования…

Словом с участием всего потенциала Союза и Лиги, идет постоянный процесс поиска возможностей для обеспечения благоприятных условий для промышленности, в котором места для пустого формализма просто не остается.

В контексте предстоящего форума хочу отметить, что при думском комитете по промышленности действительно создается Экспертный совет по судостроению. А в Союзе машиностроителей России формируется Комитет по судостроительной промышленности и морской технике, который возглавил руководитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Львович Рахманов. Первое заседание комитета запланировано на апрель месяц.

- Вы являетесь первым вице-президентом Союза Машиностроителей России. Каково на ваш взгляд состояние машиностроительно отрасли сегодня? Какие усилия в решении задачи импортозамещения предпринимают предприятия?

- Промышленность в целом и машиностроение в частности находятся сегодня в очень непростом положении. Согласно последним данным Росстата индекс обрабатывающих производств в 2014 году по сравнению с предыдущим годом составил 102,1%. В январе 2015 он снизился до 99,9%, а в производстве машин и оборудования составил – 90,7% от января 2014 года и всего 38,6% по отношению к декабрю 2014 года.

Январские цифры, скорее всего, нельзя считать показательными из-за календарного фактора, но сложность ситуации в машиностроении, созданной известными внешними и внутренними причинами, приходиться констатировать.

Вместе с тем, нельзя не видеть того, что импортозамещение набирает обороты, а это неизбежно придаст существенный импульс промышленному росту. Сегодня уже можно назвать множество примеров успешного импортозамещения. Вот вам пример из области судостроения. ОАО «Выборгский судостроительный завод» в 2015 осуществит сдачу заказчику двух линейных дизель-электрических ледоколов мощностью более 18 МВт (крупнейшие, на сегодняшний день, суда такого класса), изготовленных с максимально возможным объемом отечественных комплектующих. На следующих заказах ВСЗ планирует последовательно увеличивать степень локализации, привлекая к сотрудничеству отечественных поставщиков.

Приведу пример Объединенной Двигателестроительной Корпорации, которая уже освоила производство двигателя ВК-2500, который ранее изготавливался на украинском предприятии «Мотор-Сич». Данным двигателем оснащаются самые современные образцы вертолетной авиационной техники, в том числе боевые вертолеты Ми-35М и Ка-52.

Так что процесс импортозамещения приобретает все более масштабный характер, а это дает основания для оптимистического взгляда на перспективы всего отечественного машиностроения.

- Возможен ли качественный скачок в российской экономике в ближайшие три года при определенном дефиците технологий и оборудования? Какие экстренные меры необходимы для того, чтобы российские разработчики и производители смогли работать на максимуме своих возможностей?

- Уверен, что не только возможен, но и неизбежен. Но для этого необходима всемерная поддержка промышленности со стороны государства и общества. Многое делается, но этого пока явно не достаточно.

Главное, что сейчас необходимо промышленному бизнесу в условиях внешних санкций – это облегчение доступа к внутренним финансовым рынкам.

Ведь, что получается? Сегодня предприятия во многих случаях уже оплатили 50-процентный аванс зарубежным поставщикам технологического оборудования. Но сейчас финансовых ресурсов предприятий по нынешнему курсу может не хватить для полного исполнения контрактов, что чревато срывом своевременного завершения технического перевооружения. А нынешняя ключевая ставка ЦБ – неподъемна для предприятий. Эту проблему необходимо, наконец, решать.

В этой связи Союз машиностроителей России совместно с Лигой содействия оборонным предприятиям выдвинул ряд инициатив по поддержке ОПК, в сфере кредитно-денежной политики. Они доложены руководству страны. Большинство из них, включены в правительственный антикризисный план.

Подготовлены нами предложения и к предстоящему заседанию Госсовета РФ по развитию импортозамещения. Готовя их, мы посоветовались с нашими региональными отделениями.

Среди них предложение установить минимально допустимый уровень оснащенности предприятий российским технологическим оборудованием для различных отраслей. В последующем ежегодно этот показатель последовательно увеличить до 70-100%. При этом предусмотреть налоговые преференции предприятиям в зависимости от доли применяемого отечественного оборудования.

Мы считаем, что надо обеспечить отставание роста тарифов естественных монополий от уровня инфляции, по энергоносителям в пределах 1%, по транспорту до 3%.

В финансово-кредитной сфере мы предлагаем обеспечить компенсацию кредитной процентной ставки таким образом, чтобы ее эффективный уровень не превышал по оборотным средствам 12-13%, по инвестиционному кредиту – 10-11%. А также установить процентную ставку по кредитам в иностранной валюте не более 5% при сроке кредитования до 5 лет в целях финансирования завершения программ по техническому перевооружению предприятий и предусмотреть субсидирование процентной ставки и компенсации курсовых разрывов.

Мы считаем, что надо разрешить предприятиям, реализующим инвестиционные проекты по импортозамещению за счет банковских кредитов, капитализацию подлежащих к выплате банковских процентов до момента начала окупаемости проекта.

Предлагаем также освободить предприятия ОПК, входящие в закрытый перечень Минпромторга РФ, от обязанностей брать банковскую гарантию для участия в гособоронзаказе. Эта мера снизит издержки предприятий на фондирование, исполнение гособоронзаказа, импортозамещение.

Надо, на наш взгляд, ввести изменения в действующую систему налогообложения при реализации программ импортозамещения, обеспечивающие возможность ускоренной амортизации для новых крупных предприятий и предприятий, использующих оборудование российского производства.

Следует также ввести мораторий на 1 год с возможной пролонгацией на новый порядок исчисления налога на землю ОПК.

Ну и, наконец, представляется необходимым, на наш взгляд, формирование на предприятиях Фондов развития производства в целях аккумулирования средств на модернизацию и реновацию оборудования с зачислением в них амортизационных отчислений, учтенных при определении базы налога на прибыль, с расходованием этих средств целевым назначением только на техперевооружение предприятий.

- Известно, что потребность в кадрах в судостроительной отрасли, в машиностроении и ОПК колоссальна. Вы разработали законопроект, направленный на решение кадровой проблемы в ОПК, какова ситуация связанная с ним?

- Действительно, такой законопроект нами разработан. Это плод коллективного мнения предприятий и ВУЗов, входящих в Союз машиностроителей России и Лигу. Он предусматривает отсрочку от службы в армии до 4 лет выпускникам ВУЗов, на момент призыва трудоустроившихся в организации оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической или атомной промышленности.

Законодательная инициатива направлена на усиление кадрового потенциала ОПК, за счет привлечения на производство наиболее способных выпускников технических вузов, в целях обеспечения безусловного исполнения гособоронзаказа и, как следствие, укрепление национальной безопасности. Это поможет преодолеть проблему временного разрыва между окончанием обучения в вузе и поступлением на работу по специальности, дать молодым специалистам возможность закрепиться на производстве и более эффективно применять полученные знания на практике. Документ со всех сторон рассмотрен в промышленном и вузовском сообществе и получил широкую поддержку. Нашу инициативу одобрил Минпромторг РФ, озвучив ее недавно на совещании премьер министру страны.

Замечу, что законопроект был направлен в Министерство обороны РФ и Министерство образования и науки РФ, откуда мы получили два диаметрально противоположных заключения.

Минобрнауки поддержало законопроект, подчеркнув, что принятие закона будет способствовать преодолению кадрового дефицита на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

В то же время Минобороны не поддержало законопроект, ссылаясь, в основном, на недостаток призывных ресурсов.

Что в связи с этим можно сказать? Считаю, что поддержав законопроект, Минобрнауки продемонстрировало государственный подход к проблеме обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности молодыми специалистами.

Отношение же оборонного ведомства к этой инициативе выглядит довольно странно. Ведь речь идет о количестве призывников не превышающем 14 тысяч человек, что никак не может сказаться на плановом призыве в Вооруженные силы. Мы можем понять отстаивание ведомственных интересов, поскольку, контингент, о котором мы ведем речь, наиболее ценен – это хорошо образованные, активные молодые люди, которые, разумеется, чрезвычайно интересны для вооруженных сил. Однако нельзя забывать насколько острой и безотлагательной к решению является кадровая проблема для ОПК, от качества которого зависит решение задач самого оборонного ведомства.

В данной ситуации мы рассчитываем на то, что Правительство РФ, как интегратор мнений ведомств, даст свое заключение, в котором поддержит данный законопроект, поскольку речь идет о безопасности страны, о сохранении ее технологического потенциала и человеческого потенциала.

- Вы уделяете большое внимание теме экологии, совершенствованию законодательства в сфере промышленной безопасности. Возникает опасение, что в процессе решения насущных задач по развитию промышленности экологическая обстановка еще более пострадает. Возможен ли на ваш взгляд комплексный подход в решении этих вопросов? Что помимо законов для этого необходимо и насколько это возможно в условиях дефицитного бюджета?

- Российский бизнес сегодня по известным причинам находиться в очень сложном положении. И в этой связи может возникнуть искушение пойти на снижение экологических требований к нему ради развития. Но памятуя высокую цену последствий подобных послаблений, не только для природы, но и для человеческой жизни, идти на это нельзя.

Поэтому для достижения баланса между высокими требованиями к нормам экологичности и безопасности промышленных объектов со стороны государства и общества и понятным желанием бизнеса к снижению затрат на их выполнение, необходим комплексный подход.

В чем он должен состоять? Каждый предприниматель стремится к снижению производственных издержек через повышение энергоэффективности, снижение материалоемкости и рост производительности труда. Это достигается путем внедрения инновационных технологий. А эти технологии, как правило, становятся все более экологичными. Так вот на сочетании этих двух моментов государство и должно формировать заинтересованность бизнеса в том, чтобы вкладывать средства, как в инновации, так и в экологию.
Известно, что Минпромторг выступил с инициативой о внедрении в промышленности новых экологических стандартов. Государство поддержит промышленников, которые в ускоренном темпе будут внедрять наилучшие доступные технологии на своих производствах. Тем, кто не будет торопиться с переформатированием своих производственных мощностей на «зелёные» стандарты, придётся столкнуться с нарастающим вниманием органов власти, контролирующих соблюдение экологических стандартов на производстве. Первый этап принудительного внедрения таких технологий начнется в 2018 году и завершится к концу 2022 года. Реализация программы, несомненно, будет способствовать улучшению экологического состояния окружающей среды, особенно в промышленно развитых регионах и моногородах, что отвечает интересам наших граждан.
Но при введении новых «зеленых» стандартов мы не должны допустить, чтобы это превратилось в непосильное бремя для обрабатывающей промышленности, с ее рентабельностью в лучшем случае в районе 6%.

Поэтому необходимо мощное стимулирование промышленных предприятий к внедрению наилучших доступных технологий, через оказание господдержки в виде зачета затрат на модернизацию в счет платы за воздействие на окружающую среду, использование налоговых преференций, льгот по процентным ставкам и по амортизации... При этом акцент должен быть сделан на том, что сами технологии должны быть не только более экологичными, но и более производительны, а, следовательно, и конкурентоспособны.

- Ваши пожелания организаторам V МФ «Морская индустрия России». Какие результаты Форума могут стать достойным вкладом в решение актуальных задач судостроительной отрасли?

- Могу пожелать участникам Форма только одного – продуктивной и успешной работы по поиску в нынешней непростой ситуации эффективных подходов к модернизации отрасли, реализации программ импортозамещения и созданию отечественной конкурентоспособной судостроительной промышленности. В этом и будет, на мой взгляд, состоять вклад Форума в решение актуальных задач судостроения.

Официальная поддержка и организаторы

Информационные партнеры

 
 

Вход / Регистрация

Поддержка сайта - АйПромо

© Морская индустрия России, 2009-2010. Все права защищены.

Разработка сайта: “Идеологические бизнес-проекты”

Дизайн Валентины Ивановой.