VII Международный Форум
“Морская индустрия России”
ФГУП «ЦНИИ «Центр»

МОСКВА,
ул. Садовая-Кудринская,
дом 11, стр. 1,
м. Баррикадная, Маяковская

24 мая 2017
 

Интервью с модератором круглого стола «Современное состояние и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.» Дмитрием Евгеньевичем Гармашем, директором КБ “Восток” ОАО “ЦТСС”

Интервью с модератором круглого стола «Современное состояние и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.» Дмитрием Евгеньевичем Гармашем, директором КБ “Восток” ОАО “ЦТСС”

Большая часть проблематики, включенной в деловую программу Форума «Морская индустрия России» адресована высшему руководству и специалистам. Однако, тема круглого стола «Современное состояние и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.» так или иначе касается всех. На вопросы по теме круглого стола отвечает его модератор Дмитрий Евгеньевич Гармаш, директор КБ “Восток” ОАО “ЦТСС”:

В:

Дмитрий Евгеньевич, «Рыбохозяйственный комплекс – тема, затрагивающая интересы не только узких специалистов, но и конечных потребителей. На сегодняшний день среднедушевое потребление рыбы населением России отстает от мировых показателей (а это – один из показателей/индикаторов Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса»). При этом наша страна обладает самым большим количеством водных биологических ресурсов. В чем заключается проблема?»

О:

Проблема заключается в самом рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации, как это не банально звучит. Точнее, в его сложившейся на сегодня бизнес – структуре или, проще говоря, в его нынешнем состоянии.

Ответ на этот вопрос не дать в нескольких тезисах и положениях, тем не менее, я постараюсь на него ответить коротко и понятно для обычного человека, не имеющего непосредственного отношения к рыбохозяйственной отрасли…

По состоянию на сегодня мы имеем так называемую «рыночную структуру бизнеса» рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Что это значит? Охарактеризуем сегодняшнее его состояние в некоторых показателях (по официальным данным Росрыболовства):

- объем вылова водных биоресурсов в 2012 г. – 4 116,5 тыс. тонн; – экспорт рыбопродукции и водных биоресурсов в 2012 г. составил 1 672,4 тыс. тонн; – импорт рыбопродукции и водных биоресурсов в 2012 г. составил 945,2 тыс. тонн; – итого, объем вылова водных биоресурсов и произведенной рыбопродукции в 2012 г. составил 3 389,3 тыс. тонн; – в Российской Федерации насчитывается 4 200 пользователей водными биологическими ресурсами, с которыми Федеральным Агентством по рыболовству заключено 5 627 договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на период 2009 – 2018 гг. (по данным «Государственного Рыбохозяйственного Реестра» (ГРР) на 11 января 2013 г.); – в составе рыбопромыслового флота России насчитывалось 1 992 добывающих судна и 21 обрабатывающее судно у 1 032 судовладельцев на 01 января 2011 год, при этом 89% добывающих судов – со сверхнормативным сроком службы. Также в составе флота отрасли насчитывалось 249 приемно – транспортных рефрижератора (из них только 93 ед. – это крупные и средние морские суда), при этом 91,97% из них (а по морским – 78,49%) – со сверхнормативным сроком службы.

Характеризуя же состояние рыбопромышленной отрасли в целом сегодня, хотелось бы обратить внимание на три следующих особенности:

- первая – это состояние материально – технической базы рыболовного флота;
– вторая – то, что сегодня рыбопромысловый флот и отрасль в целом имеет сырьевой характер работы, флот фактически утратил функцию производства продукции с высокой степенью переработки и, соответственно, высокой же долей добавленной стоимости;
– третья
– в хозяйственно-производственной сфере рыбохозяйственного комплекса России сегодня преобладают экономически и организационно обособленные предприятия, не способные действовать в составе единой и конкурентоспособной цепочки добавленной стоимости у которых, к тому же еще, не обладающие достаточными финансовыми ресурсами для дальнейшего развития собственного бизнеса.

Состояние рыбопромыслового добывающего флота на 2012 год – 12 судовладельцев имеют флот более 10 судов, 190 судовладельцев имеют флот от 3-х до 10-ти судов и 830 судовладельцев имеет 1 – 2 судна. А фактически, картина по судовладельцам рыбопромыслового флота следующая:

• от 16 до 20 судов – 3 судовладельца;
• от 11 до 15 судов – 9 судовладельцев;
• от 6 до 10 судов – 41 судовладелец;
• 5 судов – 25 судовладельцев;
• 4 судна – 44 судовладельца;
• 3 судна – 79 судовладельцев;
• 2 судна – 214 судовладельцев;
• 1 судно – 616 судовладельцев.

В соответствии со «Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», суммарный вылов морских гидробионтов рыбопромысловым флотом к 2017 г. прогнозируется на уровне 5 270 тыс.т, к 2020 году – 6 060 тыс.т. Рост объемов вылова и реализации рыбы и морепродуктов с нынешних 4,2 млн. тонн до величины в 5,5 – 6,0 млн. тонн в год не может быть достигнут из-за критического состояния устаревшего рыбопромыслового флота и отсутствия современных промысловых судов.

В:

«Какие из регионов России вы могли бы выделить с точки зрения оснащенности рыболовецким флотом и перерабатывающими/логистическими структурами? И где существуют наибольшие проблемы, которые требуют безотлагательного решения?

О:

По моему мнению, наиболее важный с точки зрения оснащенности рыболовецким (а точнее – промысловым, Д.Г.) флотом и перерабатывающими/логистическими структурами – это Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. Хотя бы потому, что около 70% вылавливаемой рыбы приходится сегодня на Дальний Восток (если точнее, то по данным 2012 г. – 68,5%). Доля Северного РХБ – 13,3%, вылов рыбы в зонах иностранных государств и открытых районах Мирового Океана составил 12,4%, а о доле вылова в Западном, Азово-Черноморском и Волго – Каспийском бассейнах можно говорить как о незначительной – это по 1% на каждый бассейн.

Кстати, именно поэтому все наши проекты рыбопромысловых судов, разрабатываемых в Конструкторском бюро «Восток» ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» ориентированы прежде всего на Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. Причем при разработке проектов мы очень тесно и плодотворно сотрудничаем с основным научно – исследовательским институтом на Дальнем Востоке – с ФГУП «ТИНРО – центр», в том числе и по вопросам технико – экономических обоснований в рыбохозяйственном комплексе.

Проблема же заключается в том, рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации оказался организационно и экономически раздробленным, децентрализованным, не способным обеспечивать целостность всей цепочки добавленной стоимости от улова до реализации готовой рыбопродукции с высокой степенью переработки и высоким значением мультипликатора добавленной стоимости. То есть, сегодня критически децентрализованный рыбохозяйственный комплекс России, представленный большим количеством хозяйствующих субъектов, экономически и организационно между собой несвязанных, неконкурентоспособен и не в состоянии решать задачи, связанные с продовольственной безопасностью страны, организацией полноценного белкового питания населения, ликвидацией проблемы белкового дефицита.

На том же Дальнем Востоке с одной стороны, насчитывалось в 2011 г. порядка 1 200 рыбопромысловых судов у 686 судовладельцев, причем 540 судовладельцев имели 1- 2 судна в собственности. При этом, на бассейне есть крупные компании, обладающие как крупным рыбопромысловым флотом, так и квотами на добычу ВБР – это ОАО «Преображенская база тралового флота», ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства», ОАО «ТУРНИФ», ОАО «Океанрыбфлот», Рыболовецкий колхоз им. В.И Ленина, Приморский краевой союз рыболовецких колхозов, ряд других рыбопромышленных предприятий…

Поэтому, если решить проблему создания крупной централизованной рыбопромышленной компании, контролирующей всю цепочку от вылова рыбы до работы с крупными торговыми сетями (ритейлерами), то это поможет и решить многие проблемы отрасли, прежде всего, за счет концентрации финансовых ресурсов и устранения противоречий собственников компаний, осуществляющих отдельные функции в единой производственно – логистической структуре, а именно:

- сегодня рыбопромышленная компания, обладающая только промысловым флотом, зависит от оптовых торговых компаний, закупающих у первых улов и продукт первичной переработки улова; – в свою очередь, оптовые компании зависят от собственников производственных холодильников для хранения рыбопродукции, транспортных компаний, владеющих подвижным составом в виде рефрижераторных секций железнодорожного транспорта, береговых предприятий по переработке рыбы и выпуску рыбопродукции, от владельцев крупных торговых сетей (ритейлеров) и т.д. Мы с одной стороны испытываем дефицит рефрижераторных мощностей для хранения рыбопродукции, что ведет к высоким ценам на ее хранения, а с другой стороны эти цены устраивают собственников промышленных холодильников и они же не заинтересованы в увеличении этих мощностей. Ритейлеры всячески занижают закупочные цены, одновременно цена на рыбопродукцию в магазинах достаточно высока и т.п.

Поэтому, повторюсь, что решение проблемы создания крупной компании, которая будет обладать квотами в достаточном объеме на вылов водных биологических ресурсов, современным и эффективным рыбопромысловым флотом (добывающим, обрабатывающим, транспортно – рефрижераторным), береговыми предприятиями по рыбопереработке, береговыми промышленными холодильниками и терминалами по отгрузке рыбопродукции, иметь доступ или обладать собственным ресурсом для перевозки продукции по железной дороге и автомобильным транспортом (железнодорожный подвижной состав в виде рефсекций и автотранспорт – рефрижераторные фургоны), сетью крупно- и мелкооптовых торговых компаний позволит решить дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса страны в положительной и инновационной его динамике развития. При этом, никто не исключает и наличие на рынке малых рыбопромышленных компаний, например, в сфере прибрежного рыболовства…..

В:

Какие страны можно привести в пример в плане использования рыбных ресурсов с точки зрения экономической и экологической эффективности? С кем из иностранных партнеров у нас складывается/могло бы сложиться сотрудничество и в какой конкретно области?

О:

Я не могу дать однозначный ответ на этот Ваш вопрос. В принципе, примером страны в плане использования рыбных ресурсов с точки зрения экономической и экологической эффективности мы бы могли взять Норвегию и Японию, но только по отдельным аспектам рыбопромышленной деятельности. Но есть и особенности нашей страны, которые нам необходимо учитывать:

- что Норвегия, что Япония страны компактные по своей территории, население которых проживает на морском побережье; – Россия все же занимает если не 1/6 то уж точно 1/7 части суши, плотность населения имеет различные значения по регионам, но рыбную продукцию, например с того же Дальнего Востока, необходимо доставлять как в Северо – Западный, так и в Крымский, Центральный, Северо – Кавказский и прочие федеральные округа и регионы.
Поэтому, вопрос экологической и экономической эффективности рыбных ресурсов будет определяться и применением технологий высокой степени переработки улова на борту судов рыбопромыслового флота с выпуском разнообразной продукции с высокой добавленной стоимостью, технологий хранения рыбопродукции в производственных холодильниках и технологий переработки ВБР на береговых предприятиях, технологиях транспортировки скоропортящейся рыбопродукции и т.п.

Что же касается технологий рыбопереработки, то в нашей стране традиционно использовалось в основном немецкое рыбоперерабатывающее оборудование фирмы «Baa-der» и холодильное оборудование ряда других немецких фирм. Также интересно и норвежское рыбоперерабатывающее оборудование. Я думаю, что наше сотрудничество с Германией и Норвегией могло бы быть продолжено именно в данных отраслях. Но, учитывая различные аспекты нашей жизни, хотелось бы, чтобы данное оборудование производилось и на российских предприятиях, тем более, что предприятия точного машиностроения со свободными производственными мощностями в нашей стране есть, необходимо лишь закупить лицензии и организовать производство. Что же касается производства холодильного оборудования, то сегодня у нас в стране есть как проектно – конструкторские организации, причем выпустившие очень неплохие холодильные машины для Военно – Морского флота России, так и заводы, и ничто не мешает им выпустить та-кое же оборудования для нашего рыбопромыслового флота. Все будет определяться спросом на рыбопромысловые суда со стороны рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации…

В:

Понятно, что Программа – огромный комплекс мероприятий для решения проблем, в осуществление которого включено множество участников. Расскажите поподробнее о роли КБ “Восток” ОАО “ЦТСС”. Исчерпывается ли она непосредственной производственной деятельностью или КБ осуществляет какие-то дополнительные функции, например, выступает координатором в каких-либо частях Программы/проектах.

О:

На сегодня Конструкторское бюро «Восток» занимается только своей производственной деятельностью, хотя, работая над концептуальными проектами современных рыбопромысловых судов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на период 2009 – 2016 гг. ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», куда входит наше конструкторское бюро, как специализированное структурное подразделение по проектированию гражданских судов различного назначения, предлагал различные, если так можно выразиться, системные и комплексные решения, в том числе – руководству Росрыболовства…

Например, учитывая, по нашему мнению, что в ближайшие годы предстоит провести кардинальное обновление судового состава флота российских рыбопромышленных компаний, а также фактически полностью обновить научно – исследовательский флот Федерального агентства по рыболовству, предназначенный для выполнения ресурсных и океанографических исследований в интересах рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, ОАО «ЦТСС» предлагал разработать под руководством Министерства промышленности и торговли РФ (Департамент судостроительной промышленности и морской техники) и Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) «Программы судостроения для реформирования и модернизации рыбопромыслового флота Российской Федерации».
В данной «Программе…» можно было бы оптимизировать финансовые ресурсы, произ-водственные мощности судостроительных предприятий страны для дальнейшего продвижения работ по развитию рыбопромыслового флота РФ с указанием типов судов, организаций, отвечающих за разработку базовых технических проектов всех необходимых типов и классов рыбопромысловых судов с четким определением в потребности:

• финансовых ресурсов как по типам и классам рыбопромысловых судов, так и по годам их постройки, а также по рыбохозяйственным бассейнам;
• основного комплектующего оборудования (главный двигателей, вспомогательных дизель – генераторов, валогенераторных агрегатов, пропульсивных комплексов, вспомогательных котлов, систем автоматики для судовых энергетических установок, палубных механизмов тралового комплекса, технологического оборудования для рыбопереработки на судах, холодильного производственного оборудования для судов, средств навигации, управления и связи) и материалов (прежде всего – стального листового и профильного проката);
• меры по развитию импортозамещения по комплектующему оборудованию для рыбопромысловых судов;
• меры по закупке импортного оборудования на первоначальных этапах строительства судов в случае отсутствия такого оборудования в Российской Федерации;
• основных производственных мощностей отечественных судостроительных предприятий, участвующих в постройке рыбопромысловых судов;
• проектных мощностей конструкторских бюро, разрабатывающих проектно – конструкторскую, эксплуатационную и приемо – сдаточную документацию в обеспечение строительства судов;
• окончательно сформировать Технические требования и согласовать Технические задания на создание рыбопромысловых судов соответствующих типов – БМРТ и СРТМ для рыбопромысловых компаний Дальнего Востока, Севера и Северо – Запада России. Выбрать и утвердить к дальнейшей работе соответствующие базовые проекты рыбопромысловых судов.

Необходима система заказа проектов судов под конкретные рыбопромысловые компании, которые готовы покупать и заказывать суда, в том числе – по лизингу, а сама «Программа судостроения для реформирования, пополнения и модернизации рыбопромыслового флота Российской Федерации» должна иметь статус Государственного заказа.

Для начала реализации такой «Программы…» также предлагается рассмотреть возможность строительства пилотных проектов рыбопромысловых судов, когда головные суда соответствующих проектов строятся за счет бюджетного финансирования и осуществляется опытная эксплуатация таких судов с целью отработки проекта для серийного строительства для российских рыбопромысловых компаний на принципах государственно – частного партнерства.

Зарубежные компании продвигают на российском рынке комплексные предложения, которые включают не только непосредственную разработку проекта судна и подбор верфи, но и поиск источников финансирования строительства, а также всевозможных льгот и субсидий для заказчика. У нас, в ОАО «ЦТСС» и Конструкторском бюро «Восток» практикуется именно такой подход. Кому как не Центральному научно – исследовательскому институту технологии судостроения, а именно так назывался до недавнего времени ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», головному и базовому институту судостроительной промышленности по технологии судостроения не знать и не решать вопрос о подборе верфи для реализации соответствующих проектов. Одной из специализаций нашего института было, есть и остается разработка принципиальных технологий постройки и рабочей технологической документации на постройку судов. Именно специалистами ЦНИИ ТС были разработаны технологии поточного строительства рыбопромысловых судов – на Черноморском судостроительном заводе БМРТ пр. 394 строились до 24 ед. в год, всего на двух заводах – ЧСЗ и в Клайпеде (судостроительный завод «Балтия») было построено 396 траулеров этого проекта, БМРТ проекта 1288 типа «Пулковский меридиан» было построено 115 единиц, СРТМ проекта 1332 типа «Баренцево море» было построено 66 единиц.

Работая в новых условиях уже рыночной экономики, ОАО «ЦТСС» наработал деловые связи с финансово – кредитными учреждениями (банками), поэтому мы работаем сегодня над такими предложениями для наших потенциальных клиентов, в том числе – по организации строительства судов по лизинговым схемам.

Во всяком случае, в Конструкторском бюро «Восток» ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» сегодня сделан хороший научно – технический задел по развитию рыбопромыслового флота в виде базовых концептуальных проектов различных рыбопромысловых судов совместно с нашими коллегами из других научно – исследовательских и проектно – конструкторских институтов – ФГУП «ТИНРО – центр», ФГУП «ВНИРО», ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», ОАО «ГИПРОРЫБФЛОТ» и других организаций.

Причем, при работе над проектами наши специалисты сначала решали задачу «что ловить?» и «что выпускать по переработанной продукции?», а уже потом происходила генерация технического облика базового концептуального проекта рыбопромыслового судна. К проекту судна мы шли от объектов промысла (промысловой базы) и технологических схем переработки улова, то есть от выяснения потребностей рыбаков применительно к условиям промысла на рыбохозяйственном бассейне, а не путем простого копирования и модернизации ранее разработанных удачных в технико – экономическом плане рыбопромысловых судов.

Поэтому, в части проектно – конструкторских работ, КБ «Восток» готово разработать проект любого рыбопромыслового судна под соответствующие исходные требования рыбаков. Как говорится – «Добро пожаловать!».

В:

Какие усилия в рамках Программы и в рамках непосредственной деятельности КБ прилагаются для сохранения экологической среды океана и возобновляемости водных биологических ресурсов?

О:

Мне бы хотелось «ответить» за мероприятия по сохранению экологической среды океана в рамках непосредственной деятельности Конструкторского бюро «Восток», так как в Программе мы такие же участники, как и любой хозяйствующий субъект рыбохозяйственной отрасли.

Как я уже неоднократно упоминал в различных статьях и интервью, мы в свое проектно – конструкторской практике еще с самого начала основания бюро (т.е. с 1955 года) и первых его проектов всегда придерживались принципа «чисто не там, где убирают, а там – где не мусорят». То есть, еще на первых проектах больших морозильных траулеров конструкторы нашего КБ внедряли принцип безотходности переработки улова, то есть, еще на БМРТ типа «Маяковский» (знаменитый проект 394) были установлены рыбомучные установки, в которых непищевой прилов, некондиция при рыбопереработке, некондиционный вылов перерабатывались в рыбную муку – великолепное удобрение для сельского хозяйства, корм для птицеводства и животноводства. И это практически продолжалось во всех наших проектах: по такому же принципу были спроектированы технологические процессы рыбопереработки и переработки улова водных биологических ресурсов на наших китобазах «Советская Россия» и «Советская Украина», рыбоперерабатывающей базе «Восток», больших морозильных рыболовных траулерах проекта 1288 типа «Пулковский меридиан», крилево – рыбных траулерах проекта 16080 типа «Атлантида».

Совершенно понятно, что энергосберегающие и экологические технологии в рыбопромысловом судостроении сегодня как никогда актуальны и востребованы в России. И Конструкторское бюро «Восток» систематизировано внедряет и закладывает эти технологии в свои проекты, в том числе, в концептуальные проекты рыбопромысловых судов нового поколения.

Так, при разработке производственно – технологической части среднего морозильного рыболовного траулера пр. 22970 и его модификаций для исключительной экономической зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна реализована идея безотходного производства при выпуске высокотехнологичной продукции – «филе минтая обесшкуренного замороженного», когда отходы от переработки выловленного минтая на филе, непищевой прилов не измельчаются и сбрасываются за борт, а перерабатываются на рыбную муку в рыбомучной установке судна, при этом, в жиротопном отделении рыбцеха судна также производится рыбный жир. В технологической схеме переработки улова и выпуска продукции, заложенной в проект многофункционального большого морозильного рыболовного траулера пр. 11480 и модификаций траулеров на его базе, предусмотрена возможность выпуска, дополнительно к филе минтая, и сурими. Современные технологиченские процессы переработки улова на борту судов, закладываемые в наши проекты, отрабатываются в сотрудничестве со специалистами ФГУП «ТИНРО – центр».

Также в проектной практике КБ «Восток» находят применение и энергосберегающие технологии – это, прежде всего, принцип глубокой утилизации тепла в системах энергетических установок судна, в том числе, использование тепла охлаждающей воды главных дизелей, утилизации тепла уходящих газов в утилизационных и комбинированных вспомогательных котлах.

При проектировании производственных холодильных установок судов пр. 22970 и 11480 нами принят в качестве хладагента озоносберегающий хладон «R 404 A», а в холодильной установке технологической вентиляции и системы кондиционирования воздуха – хладон «R 134 A» взамен «фреона R 22».

Это и есть примеры конкретного внедрения энергосберегающих и экологических технологий в рыбопромысловом судостроении.

В:

Дмитрий Евгеньевич, какие интересные/полезные партнерства российских структур и компаний вы можете упомянуть в рамках осуществления Программы? С кем из партнеров/потребителей вы надеетесь пообщаться на Форуме?

О:

Опять же, повторюсь, что в «Программе…» мы такие же участники, как и любой хозяйствующий субъект рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Но мне бы хотелось упомянуть о наших хороших партнерских отношениях как с рыбопромышленными компаниями, так и с научно – исследовательскими институтами рыбной промышленности.

Например, при разработке концептуального проекта (но в объеме технического проекта в соответствии с российскими нормативными требованиями) многофункционального среднего морозильного рыболовного траулера проекта 22970 и его модификации у нас сложились хорошие деловые отношения с рыбаками из «Приморского краевого союза рыболовецких колхозов». Само судно разрабатывалось по техническому заданию, согласованному и разработанному в тесном сотрудничестве со специалистами Приморского крайрыбколхозсоюза. «Вдохновителем» такой работы является председатель Правления ПКРКС Петр Николаевич Гордиенко и его коллеги и ближайшие помощники. По результатам высказанных замечаний и предложений были внесены изменения в промысловые схемы и технологические схемы переработки улова, доработаны схемы применения орудий лова, общее расположение тралового оборудования (палубно – тралового комплекса) на промысловой палубе. Также внедрена современная гидроакустическая аппаратура поиска рыбных косяков, система контроля и управления орудиями лова.

Мы также активно консультировались со специалистами отраслевых рыбохозяйственных институтов системы Росрыболовства. Это прежде всего специалисты ФГУП «ТИНРО – центр» (г. Владивосток). С ними были отработаны промысловые схемы, выполнены технико – экономические расчеты и обоснования по эксплуатации и промыслу судна. Это была очень интересная и плодотворная работа, так как специалисты института не «понаслышке» знают состояние промысловой базы Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, владеют новыми передовыми технологиями промысла, технологиями переработки улова на борту судна, имеют опыт эксплуатации своего научно – исследовательского рыбопромыслового флота.

Во всяком случае, в предлагаемые нами проекты рыбопромысловых судов заложены реализуемые инженерные и технологические решения, с одной стороны, учитывающие современные и реально существующие тенденции в промысловом деле, с другой стороны – применены решения, хорошо зарекомендовавшие себя на практике……




Директор и Главный конструктор ОКР
Конструкторского бюро «Восток»                                                                                                                                    Д.Е. Гармаш
ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта»

Официальная поддержка и организаторы

Информационные партнеры

 
 
Яндекс.Метрика

Вход / Регистрация

Поддержка сайта - АйПромо

© Морская индустрия России, 2009-2010. Все права защищены.

Разработка сайта: “Идеологические бизнес-проекты”

Дизайн Валентины Ивановой.