Международный форум «Морская индустрия России». Результаты и перспективы : Дневник Форума : Вестник Форума : «Морская Индустрия России»
V Международный Форум
“Морская индустрия России”
Москва, Выставочный комплекс
“Гостиный двор”,
19-21 мая 2015

До открытия Форума осталось

45 дней 0 часов 55 минут

 
Вестник Форума


Официальная поддержка и организаторы

Медиа поддержка

Морские вести России

Морские порты

Морской флот

Interfax

Neftegaz.tv

Дороги и транспорт

Водный базар

Национальная оборона


Список участников Форума 2014

19 Марта 2015
КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НЕИЗБЕЖЕН - интервью с Первым заместителем Председателя Комитета Госдумы по промышленности, Первым вице-президентом Союза машиностроителей России В.В. Гутеневым

16 Марта 2015
«Технологическая платформа как драйвер развития экономики» - интервью с Валерием Владимировичем Кобылянским, координатором ТП «Освоение океана», заместителем генерального директора по инновационному развитию ОАО «Моринформсистема-Агат».

27 Февраля 2015
Интервью заместителя Губернатора Мурманской области Г.И. СтратияМурманск - территория арктических технологий

28 Января 2015
В адрес организаторов Форума поступило приветствие Гутенева В.В. , первого заместителя Председателя Союза машиностроителей России

15 Января 2015
Правительство Российской Федерации направило в адрес V Международного Форума «Морская индустрия России» приветственное письмо.

27 Ноября 2014
В адрес Международного форума «Морская индустрия России» поступило приветствие от Председателя Комитета по промышленности Государственной Думы Российской Федерации Собко С.В.





Медиа поддержка

Международный форум «Морская индустрия России». Результаты и перспективы

21 Мая 2010

С 19 по 21 мая 2010 года в Москве в выставочном комплексе «Гостиный двор» проходил международный Форум «Морская индустрия России». Он собрал руководителей всех ведущих предприятий, а также представителей министерств и ведомств, связанных с судостроением, судоремонтом и судоходством. Три дня более чем насыщенной деловой программы, обсуждение самых острых и масштабных вопросов, деловые контакты и дискуссии, десятки презентаций и круглые столы – все это «Морская индустрия России – 2010».

Поручение о подготовке к проведению данного мероприятия в рамках реализации государственной программы «Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года» было подписано в октябре 2009 года заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Сечиным. Уже на этапе подготовки Форум получил мощную поддержку со стороны государственных и коммерческих структур, среди которых Министерство транспорта РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, МЧС РФ, ФА «Росрыболовство», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Объединенная промышленная корпорация», ОАО «Российские железные дороги», РСПП, ГК «Ростехнологии», банки и крупнейшие профильные предприятия страны.

В приветствии Правительства Российской Федерации, которое зачитал А.Л. Балыбердин, к гостям и участникам Форума Игорь Сечин выразил уверенность, что «Форум займёт достойное место среди мероприятий, пропагандирующих передовые достижения науки и промышленности. Уверен, что программа Форума будет успешно выполнена, и его участники и гости смогут не только ознакомиться с обширной экспозицией достижений морской индустрии, но и наладить тесные деловые контакты и новые связи для долговременного и прочного сотрудничества».

Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Леонид Стругов, выступая на церемонии открытия, отметил определенные положительные тенденции, позволяющие надеяться на возрождение судостроительной отрасли. Международный форум «Морская индустрия России», по его мнению, будет способствовать этому: «От этого мероприятия мы ждём новых контактов, новых деловых встреч. Поэтому желаю всем участникам Форума совместной плодотворной работы».

Цели и задачи Форума

Как и планировалась, Форум стал одним из важнейших для всей отрасли событий. Поставленная изначально задача – конструктивное общение всех сторон, работающих в морской индустрии России – была весьма успешно выполнена. Стало очевидно, что такие встречи необходимо продолжать, и желательно – в более широком составе, с ещё большим участием государственных структур, банков и других партнёров судостроительных предприятий. Кроме того, в дальнейшем стоит расширить выставочную экспозицию Форума.

Председатель совета директоров ОАО «Военно-страховая компания» Сергей Цикалюк отметил: «Необходимо создавать такие площадки, где люди могли бы встретиться, обменяться мнениями, высказаться. Это не служебное совещание, это та площадка, где можно спокойно и свободно говорить на наболевшие темы – и наверняка быть услышанным. Очень важно, чтобы эти традиции сохранялись и преумножались».

Председатель комитета Государственной Думы РФ по транспорту Сергей Шишкарев предложил менять место проведения Форума для привлечения внимания к отрасли в регионах, где сосредоточены предприятия судостроения и машиностроения, расположены крупные порты и верфи: «И если сегодня столицей этого Форума стала Москва, то, наверное, завтра выставки будут проходить и в Североморске, и в Северодвинске, Мурманске, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и, надеюсь, в моём родном Новороссийске».

Деловая программа Форума

Форум позволил в одно время и в одном месте собрать тех, от кого зависит настоящее и будущее морской индустрии России. Часть поднятых во время пленарного заседания вопросов – от законодательного регулирования деятельности судостроительных предприятий и создания особых экономических зон до конкретных моментов, связанных с организацией производства, – затем была более подробно рассмотрена на круглых столах.

Пленарное заседание «Морская индустрии России. Проблемы и решения»

Заседание, состоявшееся в первый же день работы Форума, позволило мероприятию стартовать в полную силу и сразу задало высокий темп работы.

В интервью сайту mir-forum.ru Сергей Шишкарев, говоря о тенденциях развития отрасли, сказал, что, по его мнению, «очень хорошие перспективы развития у танкерного флота ледового класса для разработки месторождений на шельфе». Однако обслуживание интересов нефте- и газодобывающих компаний – не единственная задача. «Ещё я бы сделал упор на такой области, как развитие внутреннего судоходства, приведение в порядок наших внутренних водных путей, производство флота типа река-море, который мог бы сегодня занять свою нишу в транспортных перевозках по внутренним водным путям Российской Федерации».

С другой стороны, директор судостроительного направления «Объединенной промышленной корпорации» Андрей Фомичев констатировал, что направление развития судостроения диктуется не законами рынка, а основным заказчиком – государством. Такова особенность этой отрасли во всем мире.

Основные направления развитию судостроительной промышленности обозначены в «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года». Конкретизируя эти планы применительно к «Объединённой судостроительной корпорации», заместитель генерального директора ОСК по гражданскому судостроению Дмитрий Мироненков сформулировал общую задачу так: «Цель – к 2020 году войти в десятку крупнейших судостроительных держав мира. При этом параметров оценки очень много. Поэтому я делаю акцент на том, что мы должны по всем параметрам закрепиться, конечно, не в лидерах, не в тройке, но в ведущих державах, в ТОП-10».

Далее на заседании были обозначены основные направления работы. Это и локализация производства, и точечная модернизация существующих мощностей, и системное решение проблемы кадров, и повышение квалификации менеджерского звена.

Андрей Фомичев, в свою очередь, рассказал о том, как в ОПК выполняются различные положения «Морской доктрины РФ на период до 2020 года».

В целом, специалисты верят в возможность более активного развития судостроения. Как подчеркнул заместитель директора Департамента судостроения Министерства промышленности и торговли РФ Андрей Курасов, работы ведутся, суда строятся, развиваются конкретные проекты: «Уже сейчас есть достаточно интересные проекты строительства по лизингу судов для внутренних водных путей. Было указание Правительства РФ увеличивать эффективность работы внутренних водных путей, и сейчас уже представлен очень интересный проект по лизингу конкретно на верфях, которые представлены здесь, на Форуме».

Круглые столы. Европейский день моря.

Всё время работы Форума проходили круглые столы, посвящённые самым разным темам: повышению конкурентоспособности и новому облику судостроительной отрасли России, перспективам гражданского судостроения, развитию строительства морских промысловых судов для российских заказчиков и гражданскому морскому приборостроению.

В рамках деловой программы были представлены лучшие разработки мировых и российских компаний. Особенно стоит отметить решения, касающиеся внедрения в судостроение информационных технологий.

Информационные технологии в судостроении

Практически все сходятся во мнении, что нынешний порядок разработки проектной документации, документооборота и многого другого не соответствует не только мировым нормам, но и требованиям времени вообще. Нет единого информационного поля, большая часть документов при строительстве судна передаётся в бумажном виде.

Соответственно, значительная часть выступлений была посвящена внедрению различных информационных систем. Так, анализируя конкурентоспособность предприятий судового машиностроения, генеральный директор ОАО «Армалит-1» Александр Кузнецов отметил: «Необходима выработка типовых отраслевых решений по автоматизации. В частности, по системам автоматизированного проектирования, по CAD/CAM системам, комплексным информационным решениям типа ERP-систем. Вероятно, этими вопросами целесообразно было бы заняться отраслевым институтам».

Разумеется, встал вопрос и об использовании 3D-моделирования в проектировании и постройке судов. Современные технологии открывают множество возможностей по повышению эффективности труда, сокращению сроков и издержек, увеличению технологичности всех процессов. Сергей Сыпченко, директор по развитию российского представительства компании AVEVA, предложил следующий вариант: «Я предлагаю смотреть на 3D-модель просто как на базу данных. И чем она полнее, тем всем нам интереснее. И верфь, и конструкторское бюро, которое является генподрядчиком, заинтересованы в том, чтобы эта база данных содержала максимально полную информацию о том объекте, который они будут строить. Туда включается не только корпус, не только насыщение, но и судовые системы, электрика, автоматика и так далее. И, конечно же, 3D-модель используется в процессе строительства. Это постоянный наглядный контроль процесса, выполнения задач».

Однако развитие и внедрение информационных технологий, а, следовательно – и получение выгод от их использования, возможно только тогда, когда им будет уделяться особое внимание.

Отдельный класс задач – внедрение различных систем управления бизнесом, повышение квалификации менеджеров и административных работников.

Перспективы гражданского судостроения

Особый акцент и во время работы круглых столов, и на Форуме вообще, был сделан на перспективах гражданского судостроения. Именно с ним связана значительная часть надежд на возрождение отрасли. Работы ведутся по нескольким направлениям: оборудование для работ на шельфе, возрождение внутреннего водного транспорта и строительство морских судов, в том числе по иностранным заказам.

И здесь развернулись нешуточные дискуссии между сторонниками разных подходов к возрождению российского судостроения. С одной стороны, выглядит естественной необходимость поддержки отечественного производителя на всех этапах. Это введение государственных административных и экономических протекционистских мер, размещение заказов только на российских предприятиях и так далее. В качестве иллюстрации такого подхода Александр Кузнецов («Армалит-1») привёл классический пример: «В США с 1920 года действует закон Джоунса, согласно которому всё каботажное и внутреннее судоходство в стране может осуществляться только на судах, построенных на верфях США и плавающих под флагом США».

При этом выполнение иностранных заказов как раз способствует развитию судостроения в России, завоеванию места на рынке, увеличению веса российских компаний в мире. Кроме того, это решает и внутренние задачи предприятий. Например, позволяет им выстоять в кризисные годы, не прекращая развивать гражданское судостроение. Один из самых успешных примеров такого рода – «Объединённая промышленная корпорация». Как пояснил Андрей Фомичёв, «Мы достаточно серьёзно работали, и сейчас есть и государственные оборонный рублёвый заказ, и международное сотрудничество: с алжирским флотом и с норвежцами. Было тяжело, но мы увеличили объёмы производства; в кризисный год у нас производство на Севере выросло в два раза по сравнению со средним».

Кадровый вопрос

Как и везде, в российском судостроении очень остро стоит вопрос кадров. Средний возраст рабочих на производстве – более 50 лет. Фактически отсутствует преемственность между специалистами старшего поколения и молодёжью.

Специалисты отмечают, что такая ситуация опасна для отрасли, и если не обеспечить передачу навыков, которые есть у проработавших более 30 лет людей, молодым, если не работать над привлечением молодежи, то многие проекты просто прекратят своё существование. «Это одна из ключевых задач для многих стран, которые создавали судостроение с нуля – обеспеченность кадрами, – у нас она трансформируется в то, чтобы успеть передать навыки, дать подготовку новым производственным рабочим, в том числе на стажировках в зарубежных фирмах», – отметил Дмитрий Мироненков.
Работы в этом направлении ведутся. Корпорации взаимодействуют с профильными учебными заведениями в регионах, где судостроение традиционно сильно. Это, в первую очередь, Северо-запад и Дальний Восток. Однако ситуация пока остается очень и очень острой.

Перспективы судостроения в России

Кроме того, в рамках «Дня Бизнеса» участники деловой программы коснулись таких жизненно важных для отрасли моментов, как государственно-частное партнёрство при реализации инвестиционных проектов в морском и речном транспорте, а также создание портовых экономических зон, которое сейчас обсуждается законодателями.

«Сейчас готовится и проходит последние согласования подготовленный Минтрансом и Минпромторгом проект федерального закона о развитии судостроения и судоремонта на базе свободных экономических зон. Очень сложный, очень многогранный и многосторонний проект федерального закона, но есть решение Морской коллегии, есть решение Сергея Борисовича Иванова максимально быстро провести все межведомственные согласования, и уже в июне внести его на рассмотрение в Государственную Думу. В этой аудитории я могу пообещать, что со стороны депутатского корпуса будет оказано максимальное содействие, будет проявлена большая заинтересованность в кратчайшем обсуждении этого закона и принятии его во всех трёх чтениях. И передаче дальше, для принятия советом Федерации и подписания Президентом», – заявил Сергей Шишкарев.

Форум состоялся. Удалось обсудить практически все актуальные для отрасли вопросы, поделиться планами и видением перспектив. Были обозначены и наиболее спорные стратегические моменты. Стало очевидно, насколько тесно переплетены интересы самых разных компаний и структур. Все, кто работает в отрасли, будь то заводы или банки, страховые компании или учебные заведения, стремятся к общей цели: возрождению судостроения в России. Именно поэтому так важен Форум – место, где можно собраться и предметно, конструктивно всё обсудить. «Самое главное, чтобы ваша работа, наша совместная работа дала положительный эффект и была высоко оценена гражданами Российской Федерации», резюмировал председатель комитета Государственной Думы РФ по транспорту Сергей Шишкарев.

Читайте также:
 
 
Яндекс.Метрика

Вход / Регистрация

Поддержка сайта - АйПромо

© Морская индустрия России, 2009-2010. Все права защищены.

Разработка сайта: “Идеологические бизнес-проекты”

Дизайн Валентины Ивановой.