VII Международный Форум
“Морская индустрия России”
ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС
"ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ",

МОСКВА,
ул. Б.Якиманка, 24, м. Октябрьская,
24-25 мая 2017
 

Мурманск - территория арктических технологий

27 Февраля 2015

Международный Форум «Морская индустрия России» – традиционная площадка для обсуждения стратегических планов развития судостроительной отрасли и региональных проектов. В 2014 году представители двух морских областей России – Мурманская и Архангельская – провели презентацию глобальных задач по развитию своих территорий.

В преддверии V юбилейного Форума мы публикуем интервью – доклады о состоянии дел в этих областях сегодня.

Интервью заместителя Губернатора Мурманской области Г.И. Стратия
для портала Форума «Морская индустрия России»

В Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года есть статья «Создание инновационного кластера арктических технологий». По этому поводу есть несколько вопросов:

Уже существуют различные структуры, которые активно занимаются вопросами освоения Арктики – от изучения и технологий до финансирования и экологии. Для чего нужен собственный специальный кластер в регионе?

Действительно, освоение Арктики сегодня является одним из приоритетных федеральных проектов. Согласно Инвестиционной стратегии Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее – Инвестиционная стратегия) регион должен стать стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации, финансовым и интеллектуальным регионом-лидером, основным центром сервисного обеспечения морехозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

Область будет играть определяющую роль в реализации национальных интересов России в Арктике и достижении главных целей государственной арктической политики в сферах социально-экономического развития, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, науки и технологий, а также международного сотрудничества. Планируется существенно увеличить инновационную направленность экономики и диверсифицировать ее структуру: при высоком уровне промышленно-производственной специализации все больший удельный вес приобретет сектор услуг.

Для достижения этих целей необходима координация взаимодействия научно-исследовательских и образовательных учреждений Мурманской области, малых и микропредприятий в инновационной сфере, промышленных предприятий, компаний, холдингов, организаций, заинтересованных в получении новых технологий, венчурных фондов. Именно этими задачами в первую очередь и обусловлена необходимость создания регионального кластера.

Как работа этого кластера/планы по его созданию соотносятся с технологической платформой «Освоение океана»?

Это действительно очень интересный вопрос. Согласно положениям Морской доктрины Российской Федерации освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Основу национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.

Как отмечают эксперты, стратегической целью технологической платформы «Освоение океана» является создание «прорывных» технологий, которые сформируют облик перспективной инфраструктуры, обеспечивающей экономически эффективную и комфортную деятельность человека в Мировом океане.

Экономическая задача заключается в повышении эффективности использования океанского пространства, включении дополнительных минеральных, биологических, энергетических и других видов ресурсов в хозяйственный оборот страны в целом и Мурманской области в частности, что обусловит появление новых рынков высокотехнологичной продукции. Именно исходя из этих задач и планируется развитие регионального кластера.

В июльском интервью Ольги Кузнецовой отмечалось, что все кластеры будут создаваться за счет федерального бюджета. Это подразумевает самые тесные взаимоотношения с Минэкономразвития. Какие еще партнеры и/или инвесторы могут прийти на этот конкретный кластер?

Арктические технологии – достаточно обширное понятие. Здесь могут быть представлены как технологии, необходимые для обеспечения разведки и добычи углеводородов на шельфе, так и технологии по борьбе с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время это два основных направления развития кластера, по которым ведется активная работа.
На базе ОАО «82 СРЗ» планируется создание береговой базы снабжения ОАО «НК «Роснефть» в режимах особой экономической зоны и промышленного/индустриального парка с предоставлением соответствующих мер государственной поддержки.

Планируется, что источниками инвестиций станут средства компаний, организаций и предприятий, заинтересованных в применении разработанных в кластере технологий. Также целесообразно расширить их за счет привлечения государственных институтов развития и стимулирования участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития.

Так, например, ассоциацией «Мурманшельф» в настоящее время ведется работа по созданию Центра компетенций по борьбе с аварийными разливами нефти в Арктике.

Учитывает ли Стратегия интересы и влияние зарубежных соседей/партнеров? Какие положительные/отрицательные примеры последнего времени вы можете назвать (что оказалось связано с антироссийскими санкциями)? Какие инвестиционные проекты с зарубежными партнерами в рамках транспортного и рыбохозяйственного комплекса осуществляются в Мурманской области?

Безусловно, с учетом географического положения Мурманской области и близости к инвестиционным площадкам нового освоения Арктики приграничное сотрудничество является одним из основных направлений социально-экономического развития области.

Регион глубоко интегрирован в международные и трансрегиональные взаимодействия, регламентируемые международными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами, входит в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), активно вовлечен в программы международного сотрудничества арктических стран в сфере ядерно-экологической безопасности.

В настоящее время на территории Мурманской области в рамках деятельности транспортного и рыбохозяйственного комплексов реализуются такие проекты, как «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», «Товарное выращивание атлантического лосося и морской форели» (ПАО «Русский лосось»), «Товарное выращивание атлантического лосося в Мотовском заливе Баренцева моря» (ООО «Русское море – Аквакультура»), однако реализация вышеуказанных проектов ведется исключительно силами российских инвесторов.

В ходе опроса предприятий и организаций Мурманской области о влиянии санкций на их производственную деятельность о существенном влиянии заявили только организации геолого-геофизической отрасли (АМНГР, МАГЭ, АМИГЭ, СМНГ), выполняющие геологоразведочные работы на шельфе.

Вышеуказанные организации столкнулись с проблемой приобретения и обслуживания различных видов оборудования, необходимого для проведения разведочных операций, в связи с тем, что его производителями являлись компании США, Японии, Канады и стран Евросоюза.

Компании горной отрасли и судоремонтные предприятия заявили об отсутствии прямого влияния санкций на их деятельность.

Регион внедряет инвестиционный стандарт. Какие сложности и препятствия существуют и какие положительные тенденции наблюдаются в последнее время? Как обстоит дело с внедрением стандарта и на каком этапе развития находится инвестпроект по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения?

Сразу хотелось бы отметить, что инвестиционный проект по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в настоящее время приостановлен. Решение о дальнейшей судьбе проекта будет приниматься не ранее 2017 года.

Вместе с тем на территории Мурманской области региональный инвестиционный стандарт внедрен полностью. Внедрение завершилось в июле прошлого года принятием Инвестиционной стратегии Мурманской области до 2020 и на период до 2025 года.

В настоящее время осуществляется мониторинг результатов внедрения регионального стандарта.
Внедрение стандарта – это масштабная работа, имеющая свою специфику, но тем не менее являющаяся вполне осуществимой задачей.

Безусловными преимуществами проделанной работы являются вовлечение бизнес-сообщества в процесс формирования инвестиционной политики региона и улучшения предпринимательского климата, регламентация деятельности по защите прав инвесторов и повышение прозрачности и открытости системы поддержки предпринимателей.

Однако, как показывает международная и российская практика, значительная часть вопросов по созданию благоприятного инвестиционного климата решается на муниципальном уровне, и эффективность усилий местной администрации может иметь решающее значение при выборе инвесторами места размещения своих производств и иных прямых инвестиций.

В целях формирования единой системы поддержки инвестиционной деятельности в Мурманской области в 2014 году было принято решение об интеграции регионального стандарта на муниципальном уровне.

Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Мурманской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования (далее – Стандарт 2.0).

В 2014 году успешно прошла апробация Стандарта 2.0 в пилотных муниципальных образованиях Мурманской области, в настоящее время развернуто его полномасштабное внедрение на территории всего региона.

Следующим шагом в процессе интеграции делового сообщества в формирование государственной политики в области улучшения предпринимательского климата является реализация мероприятий по внедрению Национального рейтинга инвестиционного климата в Мурманской области, цель которого – оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата6 эффективность усилий региональных властей (исполнительных органов государственной власти Мурманской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, муниципальных органов власти) по улучшению инвестиционного климата региона.

В течение первого квартала 2015 года АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» с помощью операторов Всероссийского центра изучения общественного мнения будет проведен опрос предпринимателей на предмет удовлетворенности отдельными видами государственных услуг.
Предварительные итоги проведенного исследования будут озвучены на Петербургском международном экономическом форуме.

Вокруг освоения Штокмановского месторождения планируется создать кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о кластере, его финансировании, партнерах и взаимодействии в рамках кластера крупнейших структур и компаний с регионом.

Кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике не был изначально привязан именно к Штокмановскому проекту. Мурманская область позиционирует себя как опорный регион для обеспечения реализации проектов в Арктике. Для этого у нас есть все условия (незамерзающий порт, большие глубины залива, достаточно мягкий для северного региона климат), а также необходимая инфраструктура (развитая портовая инфраструктура, хорошая обеспеченность дорожной сетью, реализуется проект по созданию Мурманского транспортного узла, развивается электросетевое хозяйство).

Интерес к Мурманской области подтверждается приходом таких крупнейших компаний, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК».

ОАО «Газпром» с 2013 года использует портовые мощности Мурманского морского порта для обслуживания буровых платформ, в том числе МЛСП «Приразломная».

ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «НОВАТЭК» разработали планы по размещению на западном и восточном берегах Кольского залива ряда обеспечивающих производств и логистических баз для реализации своих проектов в Арктике.
Правительство Мурманской области оказывает данным компаниям всестороннюю поддержку в рамках своей компетенции.

Для реализации проекта ОАО «НК «Роснефть» на территории ЗАТО г. Североморск часть закрытого административно-территориального образования, включающая п.г.т. Росляково, на территории которого находится ОАО «82 СРЗ», была выведена из ЗАТО и присоединена к городу Мурманску. Сделано это для обеспечения возможности беспрепятственного и оперативного доступа к площадке ОАО «82 СРЗ» иностранных специалистов, которые будут задействованы в строительстве и дальнейшей работе береговой базы обеспечения.

По данным вопросам Правительство Мурманской области активно взаимодействует с Минпромторогом России, с которым в 2014 году было подписано соглашение о взаимодействии, Министерством обороны РФ и другими уполномоченными федеральными органами.

Также большой интерес вызывает развитие Мурманского транспортного узла, его нынешняя оснащенность и потребность в обновлении всего комплекса.

На сегодняшний день мощности морского порта Мурманск размещены в основном на восточном берегу Кольского залива. При этом имеется потенциал и потребность в развитии западного берега Кольского залива, чему и будет способствовать реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» общий объем финансирования по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла составляет более 152 миллиардов рублей, из них 62,7 млрд. рублей – это федеральное финансирование, 89,3 млрд. руб. – финансовые средства частных инвесторов.
В 2014 году заключен государственный контракт с победителем открытого конкурса по разработке рабочей документации и строительству объектов федеральной собственности железнодорожной инфраструктуры проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» ООО «Стройгазконсалтинг». В августе 2014 года подрядчик начал обустройство строительных площадок и приступил к строительным работам. В сентябре 2014 года в Мурманске Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов дал старт 1 этапу строительства объектов федеральной собственности по данному проекту.

В соответствии с контрактом срок выполнения работ – март 2018 года.

За это время должна быть создана необходимая железнодорожная инфраструктура, ведущая на западный берег Кольского залива.

Стоит также отметить, что проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства.

В рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» высокую степень готовности из проектов частных инвесторов имеет проект по строительству угольного терминала на западном берегу Кольского залива ООО «Морской торговый порт «Лавна».

На сегодняшний день инвестором уже выполнены все подготовительные мероприятия для начала строительных работ, общий грузооборот терминала будет составлять около 18 млн. тонн.

Стоит отметить, что проектом «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» предусмотрено также строительство нефтеналивного терминала на западном берегу Кольского залива и контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива. Строительство данных терминалов будет реализовано по мере привлечения инвесторов.

Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» дополняется и своевременно актуализируется применительно к потребностям нефтегазового сектора в создании условий для ведения разведывательных работ и обустройства арктических шельфовых месторождений.

Ряд компаний уже сегодня реализует на базе морского порта Мурманск проекты по созданию береговых баз обеспечения разведки и добычи нефти и газа в Баренцевом, Печерском и Карском морях.

Так, компания «Роснефть» уже приступила к реализации государственной программы освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе российской Арктики.

Для целей реализации проекта по строительству морских поисковых скважин в акватории Карского моря в качестве береговой базы обеспечения геологоразведочных и буровых работ в Карском море используются технологические причалы морского порта Мурманск, расположенные в районе устья реки Лавна.

С 2002 года порт Мурманск является основным портом базирования судов ООО «Газфлот». Предприятие имеет свои причальные линии, производственные и складские помещения на территории Мурманской судоверфи и на Абрам-мысе. Мурманск также стал портом приписки 2 плавучих буровых установок ООО «Газфлот» – «Арктическая» и «Северное Сияние». Созданная компанией в морском порту Мурманск база снабжения обеспечивает разработку месторождения Приразломное.

В 2014 году в морском порту Мурманск ООО «Газпромнефть-Сахалин» создана база снабжения для обеспечения разведочного бурения в Печорском море и строительства скважин на Долгинском месторождении. Компания рассматривает порт Мурманск как перспективную базу для ведения деятельности на арктическом шельфе.
В целях создания современной береговой базы обеспечения шельфовых проектов с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры и сопутствующей транспортной инфраструктурой ОАО «НК «Роснефть» совместно с Минпромторгом России, Минобороны России и ОАО «ОСК» рассмотрели более 15 потенциальных площадок на Северо-Западе России, в т.ч. в Мурманской и Архангельской областях, и определили несколько перспективных участков.

Наиболее отвечающий требованиям к таким объектам – это судоремонтный завод № 82 на восточном берегу Кольского залива в п.г.т. Росляково (ЗАТО г. Североморск Мурманской области).

Таким образом, развитие морского порта Мурманск мы связываем не только с реализацией проекта Комплексного развития МТУ, но также и с созданием портовой инфраструктуры для обеспечения освоения, разработки и эксплуатации шельфовых арктических месторождений.

Таким образом, инфраструктура морского порта Мурманск способна в полной мере обеспечить рост грузопотока Северного морского пути, стать базой по обслуживанию месторождений Арктики. Кроме того, грузы, предназначенные для перевалки на терминалах, строящихся в рамках проекта КРМТУ, будут транспортироваться в том числе и по Северному морскому пути.

В инвестиционном послании 2014 года Губернатора Марины Ковтун была отмечена необходимость создания кластерного центра. Хотелось бы узнать более подробно: для чего нужна такая отдельная структура, каковы тактические задачи, поставленные перед ней. Не получится ли так, что в многообразии целей, задач, потребителей, вендоров, инвесторов затеряется сама суть всех этих проектов? Есть ли у руководства региона понимание, как обеспечить четкие коммуникации и контроль над расходованием средств и выполнением задач с самого начала этих грандиозных перемен?

Необходимость создания Центра кластерного развития обусловлена определенными в Инвестиционной стратегии региона целями обеспечения формирования условий для эффективного взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, организаций образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления и инвесторов в интересах развития территориальных кластеров и реализации совместных кластерных проектов. Для активизации развития кластеров на Центр кластерного развития возложены функции информационного сопровождения, а также организационно-методической, консультационно-информационной и иной поддержки естественного процесса формирования кластеров.

И ведь именно из-за многообразия целей и задач в регионе необходима площадка для координации участников-территориальных кластеров при реализации проектов. Возвращаясь к вопросу обеспечения четкой коммуникации и контроля над расходованием средств, хотелось бы отметить, что в Мурманской области Центр кластерного развития создан в структуре Фонда развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области, через который реализуются механизмы государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Более чем двадцатилетний опыт работы Фонда в регионе, в том числе по обеспечению коммуникации между властью, бизнесом и инвесторами, а также по контролю над расходованием целевых федеральных и региональных средств, будет использован при реализации совместных кластерных проектов в рамках работы Центра кластерного развития.

Для участия и добавления комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь в системе